Справочник

Севрская фарфоровая мануфактура. Sevres.

     В 1745 году во Франции, в Венсенне, была основана фарфоровая мануфактура. Она находилась в ведении синдиката во главе с Орри де Фюльви. Фюльви сумел заручиться не только необходимыми привилегиями, но и финансовой поддержкой короля Людовика XV, который сам в 1753 году сделался пайщиком концерна. С этого времени мануфактура называлась "Королевская мануфактура французского фарфора". В 1756 году мануфактуру переводят из Венсенна в Севр. В 1759 году король принимает на себя всю финансовую ответственность за мануфактуру, рассчитав других пайщиков и оставшись единственным владельцем.
       Покровительницами Севрской мануфактуры являлись фаворитки короля мадам Дюбарри и мадам де Помпадур, имя которой получил один из классических цветов севрского фарфора - "розовый Помпадур".
      К работе в Севре были привлечены талантливые художники и скульпторы. Севрские мастера великолепно работали как с глазурованным фарфором, так и с бисквитом, мягким фарфором, полуматовая и тонкозернистая поверхность которого вызывала в памяти античные статуи.
       Цветочный декор был излюбленным мотивом украшения произведений Севрской мануфактуры. Примерно до 1770 г. росписи посуды выдержаны в духе чистого рококо, затем постепенно начинает проявляться новый стиль - классицизм. Вместе с жанровыми или мифологическими группами известные скульпторы, работавшие на мануфактуре, создавали портретные медальоны и бюсты.
      В 1800 году руководитель завода Александр Броньяр реорганизовал его и перевел исключительно на производство твердого фарфора. Это изменило положение Севрской мануфактуры в Европе. Королевский фарфор ушел. В эпоху ампира формы посуды сводятся к простым схемам, делая фарфор похожим на изделия из бронзы или камня. Подражая античной посуде, мастера покрывали его поверхность слоем синей краски, позолотой или раскрашивали наподобие патины на бронзе. Появились также фоновые коричневый, черепаховый, черный цвета. Декором чаще всего служила орнаментика по образцу узоров из Помпеи или фресок Рафаэля. Это головы и фигуры, напоминающие камеи, в четырехугольных или овальных полях, окаймленных узорами из завитков, картушей, рогов изобилия и различных символов.
      При Наполеоне в Севре специально для императора создавались огромные вазы, столовые сервизы с изображением сцен его военных побед. Эти работы ныне считаются шедеврами керамической росписи.